МБУ ДО " Детская школа искусств Торбеевского муниципального района"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств Торбеевского муниципального района Республики Мордовия"

431030; Республика Мордовия, Торбеевский район, рп. Торбеево, ул. Молодежная, д. 20

Телефон

8(83456)21256

89375198398

Эл. почта sch.iskuss.torbeev@e-mordovia.ru

https://pos.gosuslugi.ru/form221521

Расскажите о Вашей проблеме - решим ее вместе!
?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

МБУ ДО "Детская школа искусств Торбеевского муниципального района"

 

 

 

 

                          Адрес: Республика Мордовия, Торбеевский район, рп. Торбеево, ул. Молодежная,20
                          Телефон: 8(83456)21256
                          Эл. почта: sch.iskuss.torbeev@e-mordovia.ru

Из опыта работы преподавателя Макаева А.В.

Участие в различных конкурсах, фестивалях.

24.05.2023

24 мая состоялся Республиканский фестиваль русской народной песни " Околица" в рамках Республиканского национально- фольклорного праздника " День славянской письменности и культуры" .Фестиваль прошел в Ковылкинском муниципальном районе ,село Кочелаево.Преподавватель Макаев А.В. принял участие в данном конкурсе в качестве концермейстера учащейся Куликовой Дарьи, которая награждена Дипломом фестиваля.

 

12. 05.2023 

12 мая в клуб- студии " Аллегро" состоялся Межрайонный патриотический фестиваль " Сыны России". Преподаватель Макаев А.В. награжден Дипломом Лауреата фестиваля.

07.05.2023

одведены итоги III Международного (IV Всероссийского) конкурса вокального искусства «Voice of spring» среди обучающихся и преподавателей детских музыкальных школ, детских школ искусств и иных образовательных учреждений культуры и искусства. Преподаватель Макаев А.В. отмечен организаторами конкурса Благодарственным письмом как концертмейстер.

11.04.2023 год

1 – 12 апреля в столице Мордовии прошел VIII Республиканский конкурс юных вокалистов «Звонкие голоса», в котором приняли участие учащиеся ДМШ и ДШИ, студенты музыкальных училищ.  Конкурсные прослушивания проходили на базе ГБПОУ РМ «СМУ им. Л.П.Кирюкова». Преподавватель Макаев А.В. принял участие в данном конкурсе в качестве концермейстера учащейся Куликовой Дарьи, которая стала Лауреатом IIIстепени. 

https://vk.com/wall-202947346_1220      ссылка на выступление в конкурсе "Звонкие голоса"

12.04.2023 год

12 апреля в клуб- студии " Аллегро" состоялся концерт ,посвященный открытию года Педагога и Наставника. В этом концерте приняли участие преподаватель- концертмейстер Макаев А.В. с учащейся Куликовой Дарьей( класс преподавателя Долганиной Е.В.)

30.03.2023 г

На день защитника Отечества обучающаяся класса преподавателя Долганиной Е.В. Куликова Дарья выступила в районном концерте с песней А. Филиппенко «Бравые солдаты».Преподаватель Иакаев А.В. выступил в качестве концертмейстера. А потом эта творческая  работа она приняла участие во Всероссийском творческом конкурсе« Святое дело Родине служить!»(Республика Татарстан, г. Набережные Челны). Преподаватель-концертмейстер Макаев А.В. отмечен Благодарственным письмом и Сертификатом куратора организаторами кокунрса

20.03.2023 

#МОИГЕРОИМУЗЫКАПОБЕДЫ
#НИКТОНЕЗАБЫТ
В нашей стране стартовал Международный патриотический конкурс-фестиваль детского творчества «Мои герои. Музыка Победы» в 2023 году реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов. Преподаватель Макаев А.В. принял учас тие в качестве концермейстера. 

10.03.2023

10 марта в классе преподавателя Филаткиной Ж.В. состоялось мероприятие, посвященное Международному женскому дню и мамам. Преподаватель Макаев А.В. принял участие в качестве концертмейстера.

07.03.2023 г

7 марта в клуб -студии "Аллегро" состоялся праздничный концерт, в котором Макаев А.В. принял участие в качестве концертмейстера.

03.03.2023 г

В преддверии Международного женского дня в классе преподавателя Долганиной Е.В. прошло праздничное мероприятие. Прпеподаватель Макаев А.В. принял участие в качестве концермейстера. Блыи исполнены песни Г. Пономаренко "Оренбургский пуховый платок" и Н. Кошелева "Тядянязе".

02.03.2023 год 

Подведены итоги Международного  фестиваля- конкурса культуры и искусства " Вершина таланта' , в котором приняла участие обучающася Куликова Дарья. Макаев А.В. принял также участие  в качестве концертмейстера и отмечен Благодарственным письмом от организаторов.

23.022023 год.

В празднично- торжественный День защитника Отечества состоялся Международный творческий марафон посвященный этому событию. В этом марафоне приняла участие обучающаяся Куликова Дарья, в номинации вокал.  Концертмейстер Макаев А.В.  отмечен Благодарственным письмом.

22.02.2023 г.                                                                                                                                                                                                                                                             22 февраля в клуб- студии "Аллегро" состоялся праздничный концерт" Нашей Родины защитники".В торжественной программе принял участие 
преподаватель Макаев А.В. в качестве концермейстера. 

21.02.2023 г  В нашей школе состоялся праздничный концерт, посвященный Дню защитника Отечества. Прозвучали песни, стихи, инструментальные музыкальные номера: на баяне, аккордеоне, фортепиано. Преподаватель  Макаев А.В. принял участие со своими обучающимися. Это Киреев Иван-1 класс(баян), Жучкова София- 2 класс(гитара), а сам преподаватель выступил в качестве концермейстера.

31.01.2023                                                                                                                                                                                                                                                        На базе МБУ ДО «Зубово - Полянская детская школа искусств» 31 января состоялся методический семинар «Традиции и инновационная педагогическая практика» с участием преподавателей музыкальных отделений детских школ искусств. Преподаватель Макаев А.В принял участие в качестве слушателя.

26.01.2023

26 января на базе ГБПОУ РМ "Саранское музыкальное училище имени Л.П.Кирюкова" состоялся Республиканский методический семинар "Сохранение традиций и продвижение инноваций в образовательном пространстве современной детской школы искусств".Преподаватель Макаев А.В принял участие в качестве слушателя.

Методические материалы

Открытый урок по специальности в классе баяна   на тему:" Развитие навыков работы над полифоническим произведением  в классе баяна"

Автор:  Макаев Алексей Владимирович. Преподаватель по классу баян, МБОУ ДО Торбеевская школа искусств

 

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: индивидуальная . На уроке-учащийся 3 класса Кулик Денис.

Тема: Развитие навыков работы над полифоническим произведением  в классе баяна. "Менуэт" И.С. Бах.

 Цель:  

  • Развитие полифонического мышления.

 

Задачи:

Образовательные:  

  • формирование исполнительских навыков игры на баяне;
  • владение полифонической фактурой.

Развивающие:

  • развитие музыкального слуха, ритма, памяти;
  • развитие навыков работы над полифонией, образного мышления;
  • развитие эмоциональной сферы учащегося.

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания;
  • воспитание чувства личной ответственности;
  • воспитание уважительного отношения к культуре других народов.

 

Форма урока: индивидуальная.

Оборудование: 2 баяна, пюпитр, стол, стулья, нотная литература.

 

Ход урока

1. Организационный этап:

­ Приветствие, психологический настрой, сообщение темы урока, целей и

задач.

­ Практический настрой; подготовка игрового аппарата:

 игра гамм: Ре, Соль Мажор  разными штрихами: legato, staccato; арпеджио, аккорды правой рукой.

игра гаммы Ре мажор правой рукой; игра гаммы Ре  мажор левой рукой.

2 часть работы:

Во времена И. С. Баха Менуэт был очень распространенным танцем. Его танцевали и в домашней обстановке и во время торжественных дворцовых церемоний.  Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям.   Основной чертой исполнения Менуэта являлась чрезвычайная церемонность и торжественность. Движения кавалера носили галантный характер и выражали преклонение перед дамой. В соответствии с этим музыка Менуэта отражала плавность  поклонов и реверансов. Конечно, И. С. Бах писал свои менуэты не для танцев, но от них он  заимствовал  танцевальные  ритмы и форму.

Что такое «полифония»? -  «многоголосие».

 Самое сложное в полифонических исполнении произведений – это умение слышать

каждый голос, вести и развивать их мелодическую линию в общем многоголосии. Эти навыки мы и будем  развивать на различных примерах полифонической музыки.

- Что ты знаешь о полифонии? Когда этот жанр был наиболее популярным  в музыке?

- Какие композиторы сочиняли музыку в полифоническом стиле?

Ответ ученика.

 Проследить за правильной посадкой, положением инструмента, рук. В беседе опираться  на знания учащегося, полученых на уроках.     

-   Полифоническая музыка проявляется в различных формах и жанрах:это могут быть старинные танцы (менуэт, сарабанда, аллеманда, куранта, жига и др.), инвенции, фугетты и фуги с имитационным способом развития.Фуга-это наивысшая форма имитационной полифонии.  

-Элементы полифонии можно услышать и в  обработках русских народных песен. Показ р.н.п. "Ивушка" 

Менуэт звучит в исполнении преподавателя. Форма  пьесы  -  двухчастная, состоит из двух периодов.

Учащийся  определяет характер произведения:

Напевный, мелодичный. Менуэт больше напоминает песню, чем танец.

Характер исполнения мягкий, плавный, певучий. Спокойное и ровное движение.

 Сколько голосов мы слышим в Менуэте и в чем их  отличие:

Первый голос – высокий, похож на женский, а второй - низкий – похож на мужской бас.  Или представим, что два голоса исполняют  разные инструмента: певучее, выразительное звучание первого голоса напоминает пение скрипки, а регистр и тембр басового голоса приближается к звучанию виолончели.

Вовлекая  ученика в обсуждение этого вопроса  развивается   его творческая фантазия.

 Анализ Первой части.

Верхний  голос  состоит из двух предложений, но каждое предложение распадается на две фразы. Каждой фразе свойственно движение к сильным долям.

Интонационная направленность фраз  различна:  первая фраза  звучит более значительно и настойчиво, а вторая – имеет более спокойный, как бы ответный смысл.

Музыкальный  показ 

 Второе предложение верхнего голоса - (следующие 4 такта) развивается более активно, поднимаясь вверх к кульминации Первой части (такт 6). После мелодия переходит в гибкий,  «менуэтный» каданс в Фа мажоре.

Работа учащегося над фразами 

Работа над штрихами.

 Короткие лиги: «подчеркиваем» первые звуки каждой пары и смягчаем вторые. Это поможет более выразительно исполнить подход к кульминации первой части – ноте фа.

Работа над плавным исполнением  шестнадцатых нот  (такт 7 и аналогичные ему во Второй части). 

Нижний голос состоит из двух предложений.

В Менуэте в каждом голосе чередуются различные приемы звукоизвлечения. Работа с учащимся над  каждым голосом отдельно. Ноты, не объединенные лигой, следует исполнять нон легато - глубоким, певучим звуком. Определяем  аппликатуру.

Первая  часть начинается в Ре миноре и заканчивается в параллельном  Фа мажоре.

Вторая часть – возвращается в главную тональность.

Анализ Второй части Менуэта

 Изменился  характер и мелодическое движение. Вторая часть динамически напряженная, волевая: широкие интервалы в мелодии, характерный ритм на первой доле (две шестнадцатые и восьмая), энергичный гаммообразный  подъем к кульминации всей пьесы – к ее самому высокому звуку – си бемоль второй октавы.

Музыкальный показ 

Работа с учащимся над широкими интервалы (децимы) 

В менуэте  встречаются элементы имитации: (1 и 8; 12 и 13 такты). Фиксируя на этом свое внимание, мы постепенно приучим ученика одновременно слышать движение нескольких голосов.

Исполнение учащегося каждого голоса в отдельности: верные штрихи, аппликатура, фразировка, динамика. Игра обеими руками.

 После того как ученик соединил пьесу двумя руками, тщательная работа над каждым голосом должна повторяться регулярно.

 Основной  задачей  продолжает оставаться работа над извлечением певучего звука и  интонационной выразительностью.

 Итак,  на уроке  проанализировали  музыкальную форму произведения, поработали над фразами, штрихами, динамическими оттенками, темпо-ритмическими нюансами, жанровыми особенностями менуэта.  Услышали  различный тембр  звучания верхнего и нижнего голоса. 

Исполнение учащимся: И.С. Бах. « Менуэт»